Анализ наружений законодательства при осуществлении страхования пассажиров на железнодорожном транспорте
Экономика и жизнь,
10 августа 1999 г.
Все железные дороги ведут в “ЖАСО” 6703 просмотра
Билет на поезд дальнего следования покупал практически каждый. Начиная с 1996 года в кассах вокзалов вместе с билетами продают еще и полисы добровольного страхования от несчастных случаев, но делается это… в добровольно-принудительном порядке или же вообще без всяких объяснений.
В течение трех лет по всей России идет постоянное и злостное нарушение прав потребителей: об этом свидетельствуют обращения наших читателей. Причем все действия госорганов по пресечению такого откровенного “обдирания” пассажиров не приносят результатов. Добровольным страхованием пассажиров на железных дорогах занимаются страховые компании, входящие в так называемую группу “ЖАСО”. Этот вид предполагает, что пассажир вместе с билетом на поезд по желанию может приобрести еще и страховку от несчастного случая на время поездки. Взнос составляет не более 4 рублей на одного человека. При гибели пассажира его наследникам выплачивается возмещение в 20 тыс. рублей. Это максимальная сумма. При нанесении травм или увечий во время поездки компенсация, естественно, будет значительно меньше. Например, при переломе ребра компании группы “ЖАСО” выплатят пострадавшему 700-800 рублей. На первый взгляд, условия приемлемые, но… Не поедем без страховки При продаже билета на поезд дальнего следования, кассиры, к большому сожалению, не считают нужным предлагать застраховаться и не объясняют, как это хорошо и выгодно. Просто стоимость страховки автоматически прибавляется к стоимости билета и пассажиру называется итоговая сумма. То есть с него попросту “сдирают” лишние деньги. Оно и понятно: кассир, по сути, ведь выступает в роли страхового агента одной из фирм “ЖАСО”, получая с продажи полиса комиссионные.
Наша справка Страховая группа “ЖАСО” (Ассоциация транспортных страховщиков) объединяет около 20 страховых компаний из различных регионов России. Компании, входящие в нее, “опутывают” все российские железные дороги 120 филиалами и представительствами и осуществляют страхование практически всех видов рисков на ж/д транспорте. В 1998 году группа “ЖАСО” собрала в общей сложности более 500 млн рублей страховых взносов. Лидером группы является зарегистрированная в Москве страховая компания “ЖАСО” (Железнодорожное акционерное страховое общество), которая была создана в мае 1991 года. Ее акционерами стали железные дороги России. Компания “ЖАСО” является учредителем части компаний своей группы. Остальные работают в ее составе на основе соглашений и договоров.
Когда пассажир спрашивает, что ему выдали вместе с билетом, следует краткий ответ: “Страховку”. На этом диалог о пользе страхования и правах пассажира обычно заканчивается. Но ведь это страхование добровольное, что, кстати, отмечено даже в бумажке-полисе. Поэтому сам механизм продажи компаниями группы “ЖАСО” полисов в “нагрузку” к билету откровенно противозаконен. Как нам удалось выяснить, на семи из девяти московских вокзалах продаются полисы страховой компании “ЖАСО”. Исключением являются Ленинградский и Казанский, но и здесь работают “Балтийское страховое общество” и компания “Витатранспорт”, входящие в группу “ЖАСО”. Практически на всех вокзалах столицы страховые полисы продают с помощью вышеописанной технологии. Билет без страхового полиса удалось купить на Ленинградском вокзале, правда, с весьма красноречивым комментарием кассира, что “без страховки у нас ездят у туалета”.
Рекомендации “ЭЖ” Если при покупке ж/д билета кассир без вашего согласия продал вам страховой полис, потребуйте вернуть деньги. В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона “О защите прав потребителей” вы имеете полное право это сделать. В случае отказа отправляйтесь к начальнику вокзала. Если и это не поможет, то вам прямая дорога в Общество защиты прав потребителей или в Министерство по антимонопольной политике. Присылайте ваши жалобы и полисы в “ЭЖ”, мы постараемся направить их в соответствующие инстанции.
Надо сказать, что подобные действия фирм “ЖАСО”, по нашему мнению, не способствуют созданию цивилизованного страхового рынка в стране. Такой “бизнес” формирует негативное отношение населения не только к компаниям этой группы, но и к другим страховщикам, пытающимся работать честно. Рекламные же заверения компании “ЖАСО” о заботе о пассажирах не выдерживают никакой критики. Ведь им предоставляется всего один вариант добровольного страхования, который очень похож на обязательное.
Свои руки надежнее Как сообщил корреспонденту “ЭЖ” замначальника управления “ЖАСО” Валерий Богатырев, между Московской железной дорогой и страховой фирмой существует некий рамочный договор на проведение добровольных видов страхования. В этом же документе, по словам В.Богатырева, на “ЖАСО” возлагается обязанность финансирования мероприятий по безопасности движения на железной дороге. За первые 6 месяцев этого года компания перечислила Московской железной дороге около 3 млн рублей. Понятно, почему МЖД работает только с “ЖАСО”. Хотя в компании с ясными глазами утверждают, что любая фирма может прийти на любой вокзал и продавать там свои полисы. Как говорится, свежо предание… Помимо добровольных видов страхования компания “ЖАСО” — единственная в России — осуществляет еще и обязательное страхование пассажиров железных дорог. Этот вид был введен Указом Президента РФ № 667 от 6 апреля 1994 года “Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования”. Министерство путей сообщения, основываясь на этом документе, взяло да и поручило этот бизнес “ЖАСО”. Действительно, исполнять-то указы надо. Стоимость взноса по обязательному страхованию непосредственно включена в цену ж/д билета и составляет сейчас 2,3 рубля. Максимальная компенсация — 120 МРОТ, или чуть более 10 тыс. рублей. Из поступающих по этому виду средств 90,7% направляется на формирование резерва предупредительных мероприятий, из которого финансируются меры по повышению безопасности перевозок на железных дорогах. В результате огромные средства аккумулируются доверенной страховой компанией Министерства путей сообщения.
МАП: три года без сна Почему добровольным страхованием на железной дороге занимаются только страховщики группы “ЖАСО”, и насколько действия Министерства путей сообщения, избравшего себе страхового любимчика в лице главной компании группы, соответствуют антимонопольному законодательству? Естественно, что в страховой компании не смогли, а вернее, не пожелали ответить на этот вопрос. Поэтому мы задали его заместителю министра по антимонопольной политике Константину Пармененкову. По его словам, нарушения антимонопольного законодательства сейчас можно найти в работе не только МПС, но и целого ряда других федеральных и региональных органов исполнительной власти. Это в известной степени объясняется издержками переходного периода нашей экономики. При этом нарушения на железнодорожном транспорте — головная боль антимонопольщиков. Попытки противодействовать незаконным деяниям предпринимаются уже давно. Как рассказал К.Пармененков, в конце 1996 года МПС выпустило письмо, которое предписывало руководителям всех подразделений оказывать содействие группе “ЖАСО” в организации страховой деятельности на российских железных дорогах. Тогдашний Государственный антимонопольный комитет возбудил дело по факту нарушения МПС антимонопольного законодательства. После его рассмотрения в 1997 году в министерство было направлено предписание с требованием устранить нарушение и провести среди российских компаний конкурс на право страхования рисков на железной дороге. МПС указание выполнило, но частично. Ни о каком конкурсе, проводимом министерством, никто на страховом рынке не слышал. Незаконное письмо тем не менее отменили, хотя это уже было бесполезно. Пожелания руководства для подчиненных, считай, закон. Тем более что это было только начало. По словам К.Пармененкова, в 1997 году, уже после рассмотрения дела, было выпущено новое письмо, аналогичное по содержанию предыдущему. Когда ГАК запросил его на предмет проверки, МПС, не представляя этого документа, сразу его отменило! История повторилась еще раз. В сентябре 1998 года МПС снова распространило по своим структурам подобный документ. Помимо рекомендаций о страховании всех рисков в группке “ЖАСО” была придумана новая форма участия в разделе пирога — аккредитация страховых компаний. Видимо, номинально участвовать в страховании рисков на железной дороге могли бы и другие фирмы, но только после получения аккредитации. В очередной раз после запроса Антимонопольного комитета письмо было полностью отменено в конце прошлого года.
Опыт соседей Нарушения антимонопольного законодательства актуальны и для стран СНГ, но борьбу с нарушителями здесь ведут жестче. В начале августа Антимонопольный комитет Украины запретил своим постановлением деятельность страховой компании “Гарант-Авто” (Киев) по обязательному страхованию автогражданской ответственности на территории Донецкой области. Как сообщила пресс-служба комитета, компания вкупе с обязательным страхованием заставляла граждан, въезжающих на территорию Донецкой области, в основном россиян, покупать полисы добровольного страхования от несчастных случаев на транспорте. За такую сметку компания “Гарант-Авто” была оштрафована на 6 тыс. гривен и предупреждена, что в случае повторного нарушения в страховой надзор Украины будет направлено представление об отзыве лицензии. Тем не менее МАП намерен продолжить борьбу с нарушениями антимонопольного законодательства Министерством путей сообщения. Как сообщил К.Пармененков, в ближайшее время будет рассмотрено новое дело в отношении МПС. Основание — ограничение доступа компаний в сферу страхования на железной дороге. Точные сроки, правда, пока не известны. К сожалению, МПС — не единственное ведомство в России, которое нарушает антимонопольное законодательство в сфере страховых услуг. Руководители же страховых компаний в неофициальной обстановке выказывают неподдельное удивление, когда слышат вопросы о том, как им удалось занять тот или иной сегмент страхового поля. Ответ: “Вы что, не знаете, как делается бизнес в России?”
Просим считать этот материал официальным обращением к МПС, Ассоциации транспортных страховщиков, страховой компании “ЖАСО”.
П.Миледин, спецкор “ЭЖ”
Вся пресса за 10 августа 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Страхование от несчастных случаев
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
15 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
LMA представляет структуру, помогающую страховщикам Ллойда управлять менее известными киберрисками
|
|
ПРАЙМ, 15 января 2025 г.
Названы хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
California FAIR Plan, страховщик штата Калифорния последней инстанции, может стать неплатежеспособным из-за последствий пожара
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
«Автоподставщики» стали фигурантами уголовных дел в Красноярске
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
Лесные пожары в Калифорнии вряд ли повлияют на рейтинги перестраховщиков P&C: Fitch
|
|
Ведомости онлайн, 15 января 2025 г.
Акционеры UnitedHealth ждут прогноза на 2025 год после убийства руководителя
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Аргументы и факты, 15 января 2025 г.
Аферисты из Красноярска заработали 2,7 млн рублей на подставных ДТП
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 15 января 2025 г.
Жители Свердловской области потратили на страховки 38 миллиардов
|
|
IT Channel News, 15 января 2025 г.
Авито Работа: за 2024 количество вакансий с ДМС выросло в 2,7 раза
|
|
Autonews.ru, 15 января 2025 г.
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3
|
|
Финмаркет, 15 января 2025 г.
Сборы агростраховщиков РФ выросли в январе-сентябре на 4,2%, выплаты удвоились - ЦБ
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
Страховщики рассказали о наиболее частых причинах обращений туристов в каникулы
|
|
ТагилСити, 15 января 2025 г.
Страховая компания отказалась выплачивать 230 тысяч за разбитый груз свердловчанина
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 15 января 2025 г.
В Кургане на организаторов инсценировок ДТП завели новое дело о мошенничестве
|
|
РИАМО, 15 января 2025 г.
Страхование спасает: как природные катаклизмы влияют на оформление полисов
|
 Остальные материалы за 15 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|